На церемонии открытия побывала заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец, которая сказала: «Я благодарю всех руководителей музеев, личный вклад каждого директора, потому что те цифры и те результаты нашей работы, которые мы сегодня имеем, говорят сами за себя. За прошлый год у нас в музеях побывало 125 миллионов посетителей, и мы понимаем, что это абсолютно разные категории граждан – и дети с родителями, и люди старшего поколения. И для каждого в музее находится увлекательное занятие.»
И это правда. Музеи нынче идут в ногу со временем, им приходится бороться за каждого посетителя, им приходится в самом лучшем смысле завлекать. То, что происходит внутри музея, - это остается или «за кадром», или выплескивается в интерактивный элемент. Ведь многие музеи оснащены, что называется, «под завязку» новыми технологиями: плазмы, инсталляции, аудиогиды, так что современный посетитель, который больше смотрит в свой гаджет нежели по сторонам, так же может воспользоваться всеми чудесами техники, используя их именно в музее. В конечно счете, человека и все, что его окружает, пока что ничто не заменит. Да, в музее вроде бы все дышит прошлым, историей. Да, это так, но лишь частично. Многие музеи используют какой-то тренд, имя, название, местоположение, а история лишь прилагается к тренду. Этнографические и литературные музеи тоже идут в ногу со временем. Как они себя представляют? Народные костюмы и всяческие атрибуты, куклы из папье-маше, площадки для детей, интерактивные игры, волонтерские программы. Происходит эволюция музея с неким поиском баланса между традициями и инновациями. Тут главное – не перегнуть палку, чтобы не получилось балагана. Ведь музейные коммуникации очень специфические: кому-то надо побыть наедине с экспонатом, а кто-то хочет развлечений. И надо всем угодить – ничего не поделаешь.
А еще теперь музеи еще больше должны тесно сотрудничать с туроператорами, чтобы туристы целенаправленно ехали в музеи, чтобы они приходили туда и встречали самый теплый и квалифицированный прием. Ведь у современного музея много миссий – их нужно все выполнять. А одна из главных – миссия образовательная, чтобы дети с детского сада привыкали к слову «музей».
Галина Мумрикова