НА ФОРУМАХ
24
211
1
103
1

Почему неравный брак всегда актуален. Из цикла Живописные истории

034c4862bc7fe820ec300f61c4c9bbe5.jpg

Василий Пукирев
Неравный брак. 1862
Холст, масло. 173 × 136,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Вряд ли изменилось отношение к браку, когда невеста годится жениху разве что во внучки – отношение к такому cоюзу чаще всего однозначно отрицательное. Как правило, хотя бывают и исключения. Все решают деньги, то есть богатый жених просто покупает себе невесту. Бедность, конечно, не порок, но бесправие женщины, например, в середине  XIX века вызывало нарекания даже со стороны православной церкви и ломало судьбы направо и налево. Сейчас время другое, но браки с большой разницей в возрасте не перестают удивлять, смущать, вызывать пересуды. И все же как ни крути, но брак, заключенный лишь во имя материальной заинтересованности, такой брак не может вызывать сочувствия.
Каждый знает знаменитую картину Василия Пукирева «Неравный брак», написанную художником в 1862 году. Когда ее выставили, она имела такой оглушительный успех, что  Пукирев тут же получил звание профессора живописи. Перед ним открывалась дорога к успеху.
Что касается прототипов картины,  они всем известны. Конечно, не обошлось без драмы, без предположений. По одной из версий в образе невесты на картине Пукирев изобразил Прасковью Матвеевну Варенцову, к которой он сам, якобы. безрезультатно сватался. Более того: буквально 15 лет назад Третьяковская галерея купила рисунок карандашом 1907 года художника Сухова, на обороте которого написано буквально следующее: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне». Вот так история! Вышла за богатого вроде, а оказалась в богоугодном заведении. Жених писался по разным версиям то ли  с предводителя дворянства Твери, то ли с князя Цицианова, то ли с… повара, проживавшего в доме Варенцовых. А вот шафер с бородкой, стоящий позади невесты – это купец Варенцов или сам Пукирев (они были очень похожи).
Первым владельцем полотна был московский коллекционер Александр Борисовский, а потом за полторы тысячи ее перекупил Павел Третьяков.
Сегодня все «смешалось в доме Облонских»: возраст вроде как не имеет значения, если любишь. Это-то так, но если жениху 70, а ей 20, то это как?..

Галина Мумрикова

Здоровый свет