НА ФОРУМАХ
95
1
79
2
123
2

Произведения эмальеров французского Лиможа показали в галерее ArtMaison

Не  скрою: занесла меня на эту выставку моя неистребимая любовь к Франции. К  ее большим и маленьким городам, историческим центрам, всегда ухоженным  музеям, комфортным дорогам, виноградникам со старинными шато  и еще  чему-то неуловимому, что и составляет французский шарм…

scale_1200.jpg

Камиль Форе. Птица на ветке сосны

И  вот в пространстве Арт Мезон 10 февраля открылась выставка «Искусство  лиможских эмалей XIX-XX  веков» из частного собрания Натальи Карпович.  Об искусстве эмали уже писано-переписано немало. В основном это в той  или иной степени научные  изыскания об истории уникального искусства,  которое переживало и упадок, и расцвет и в котором естественно  отражались эстетические предпочтения художников, владевших техникой  эмали.

Лимож  – один из главных мировых центров, в котором мастера в течение столетий  создавали эмали, всегда считавшиеся признаком роскоши – недаром их  приобретали королевские дома.

ппп.jpg

Камиль Форе. Мальчики, поедающие виноград и дыню

пп.jpg

Камиль Форе. Лесной пейзаж с домом

аа.jpg

Камиль Форе. Русалка

…  13 лет назад по дороге из Парижа в Бордо я с моими французскими  друзьями заехала в Художественный музей Лиможа, который еще называют  Епархиальным. Мне просто сказали, что в этом музее есть работы Ренуара.  Но поразил меня в тот раз отнюдь не Ренуар, а Камиль Форе (1874-1956) и  его многочисленные предметы как в стиле модерн, так и в ар-деко. Родом  из семьи художников, Форе практически до пятидесяти лет делал вазы и  прочие предметы декоративно-прикладного искусства, но настоящий успех  пришел к нему после знаменитой выставки современного декоративного и  промышленного искусства, которая в 1925 году  целых полгода шла в  Париже. Среди эмальеров Лиможа Форе реально стал фигурой номер один,  открыв свое дело, наняв работников. Его фантазия не имела границ, и,  когда публике поднадоел модерн, Форе ринулся искать новые геометрические  фигуры и узоры, а также необычные цветовые решения. Он был истинным  мастером ар-деко, как, наверное, Шарль Като в керамике. Форе был еще и  художником, создавая эмальерные картины. Впрочем, в Лиможе работало  немало талантливых эмальеров, которые учились друг у друга. Среди них  Пьер Бонно, чей стиль также узнаваем.

И  все же есть что-то излишне холодновато-яркое в картинах, которые  создают   эмальеры. Одно дело – бабочки, цветочки, птички, другое –  пейзаж. У многих он при всей яркости безжизненный. Но – не у Форе. Он  как-то умел вдохнуть романтику в пейзаж и добивался нужного эффекта. А  его «Русалка» и вообще не смотрится как эмалевая картина – в ней  проглядывает характер. Сюжеты, конечно, незатейливые, но когда знаешь  всю подноготную живописи на эмали, процесс ее создания, где невозможно  ошибка, переделка, невольно задаешься вопросом – как они это делали,  как?

scale_1200тт.jpg

Пьер Бонно. Река меж холмов

ии.jpg

Пьер Бонно. Женщина в красном покрывале

аптпа.jpg

Пьер Бонно. Пастушок с овечкой

пип.jpg

Пьер Бонно. Художник и дама

У  Пьера Бонно в замыслах чувствуется некий размах, желание найти новые  темы: так появилась «Художник и дама» –  возможно, дань уважения Жюлю  Гупилю, который  любил писать изящных загадочных женщин. И здесь с одной  стороны – простая жанровая сценка, но сколько в ней настроения,  игривости. Это почти диалог, который можно домысливать, включать  воображение. Это вам не речка среди холмов, не идиллический пастушок.  Эмальерная живопись хотя и не требует особой выработки сюжета,  проработка деталей здесь крайне важна – и в пейзаже, и в портрете, и в  жанровых сценках. В противном случае сверкание и выпуклость эмалей может  превратиться в голую технику. Впрочем, лиможским художниками сие,  видимо, не грозило. И потому их бабочки, парусники, ослики, цветочки,  милые сельские домики по сей день привлекают своей красотой, прошедшей  такой долгий путь к сердцу современника.

пи.jpg

Рене Рестуе. Дама с собачкой

ттр.jpg


Рене Рестуе. Горожанка с зонтиком

Галина Мумрикова


Здоровый свет