Итак, наша первая картина «Бар в Фоли-Бержер» Эдуарда Мане. Одна из самых знаменитых, самых известных, написанная в 1882 году. Вообще-то это театр-кабаре на улице Рише, где собиралась парижская богема. Да и сам Мане здесь сиживал не раз. Так родился сюжет, но художник сначала хотел написать несколько иное: барменшу (ее звали Сюзон) и мужчину (друг Мане художник Дюпре), которые просто разговаривали друг с другом. Изначально так и было, поскольку сделан рентгеновский снимок картины, и на ней действительно изображены два человека. Но потом Мане изменил сюжет, сделав его более контрастным. Так Сюзон оказалась в центре внимания, печальная и одинокая. Но, может, она просто задумалась? Что она переживает – осталось «за кадром». А на картине – да, немного грустная, хорошо одетая, стройная и уставшая женщина. В зеркале отражается гуляющая публика, наблюдающая, видимо, за движениями акробата (его ноги в левом верхнем углу картины). И эту публику барменша видит каждый день. Поневоле тут загрустишь. Ну, в общем, контраст налицо: блеск толпы – и одиночество молодой барменши.
Фоли-Бержер сейчас
Фрагмент интерьера
Кабаре, в котором гулял и сам Мане, открылось 2 мая 1869 года и называлось «Фоли Тревиз», что в переводе с французского означает «в листве Тревиз» - улицы в девятом округе Парижа. Построил здание архитектор Плюмере как театральный мюзик-холл, но в 1929 году фасад изменили под ар деко. Именно на сцене Фоли Тревиз начинали свою карьеру будущие танцовщицы Мулен Руж, выступали здесь Эдит Пиаф, Жан Габен, Фрэнк Синатра. Демократичен этот театр-кабаре и сейчас, билетик сюда стоит 30 евро (в Мулен Руж почти 100 евро), а для студентов так и вообще 20. Выступал здесь и российский балет. Просто не все знают, что именно здесь родился сюжет знаменитейшей картины импрессиониста Эдуарда Мане. Подлинник находится в Лондоне в Институте искусства Курто.
Галина Мумрикова