Именно музей театра мы и решили вчера посетить.
Почему-то забыла сфотографировать фасад, поэтому фото фасада стырнечено.
Все остальные фотографии сделаны мной. Экспозиция музея настолько интересна, что я фотографировала безостановочно. Я люблю театр, в свое время интересовалась вплотную историей театра, даже играла на любительской сцене.
Экспозиция «Театральные легенды Петербурга» дважды удостоена высшей музейной премии «Музейный Олимп» (в 2009 и 2011 годах). В ее основе — раритеты, связанные с историей российского театра с XVIII по XX век: роскошные костюмы, изготовленные в мастерских императорских театров, портреты великих актеров, пуанты знаменитых балерин, макеты и эскизы Бенуа, Бакста, Головина, Малевича, Татлина и многое другое.
Все это расположено в 12 залах. Есть небольшой зал со сценой, где проходят лекции и концерты. Много интерактивных элементов, идеально вписанных в экспозицию. Я ничего специально не записывала, рассказываю, что запомнилось.
Итак, по лестнице поднимаемся на третий этаж...
Оформление лестничной площадки между вторым и третьим этажами.
На больших фанерных веерах с обратной стороны можно прочитать краткую историю развития театра в России.
Сверху на нас смотрят персонажи уличного кукольного театра. Они, так называемые "петрушки", дали толчок к зарождению театра на Руси.
Комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль", одна из первых пьес русских драматургов, до него и Сумарокова ставили в основном итальянские и немецкие.
В центре этого зала стоит механический макет, который демонстрирует, как на сцену выдвигались декорации. Смотрительница музея, крутя ручку, показала нам сие действо.
Вот поднялся занавес, появился страшный демон на фоне задника.
В проходе между залами спрятаны выдвижные панели. Они тоже сделаны по принципу выдвигающихся кулис.
Здесь мы видим, например, программку оперы М. И. Глинки "Руслан и Людмила". Кстати, первые спектакли не имели успеха у публики, а царская семья даже покинула свою ложу, не дожидаясь конца премьеры...
Эти вещи принадлежали одной из самых блистательных балерин первой половины 19 века Авдотье Истоминой.
А. С. Пушкин писал в поэме "Евгений Онегин" -
Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьет, то разовьет, И быстрой ножкой ножку бьет. |
В ней на столике стоит компьютер, на котором два анимированных персонажа - капельдинер и суфлер - помогают выбрать тот или иной эпизод из истории театра, чтобы посетители могли почитать более подробно.
Вот еще один мультимедийный зал. В настенные панели вписаны полки с различными предметами театрального быта и между ними четыре экрана, на которые большой компьютер выводит фотографии, старые кинозаписи, а из колонок звучит аудиосопровождение.
На фото видно, что мы просматриваем "Лебедя" К. Сен-Санса в исполнении Анны Павловой. А потом мы послушали арию Ивана Грозного в исполнении Ф. И. Шаляпина под кадры немого кино, снятого в 1915 году, "Царь Иван Васильевич Грозный" с Федором Ивановичем, соответственно, в главной роли.
Сумочка, подарок коллег, как видно из надписи, Марии Гавриловне Савиной, театральной звезде второй половины 19 века.
Предметы из актерских гримерок.
Элементы костюма.
Театральных костюмов выставлено очень много, глаза просто разбегались, такие они великолепные. Я сделаю еще один пост, в который и выложу фото всех костюмов, которые удалось снять.
В зале, посвященному балету, интерактивный балетный класс. На подиуме стоит станок из балетного училища, за ним в свое время занималась и Анна Павлова, и другие балерины, составившие славу русского балета. Если встать возле станка, то на экране напротив появляется Николай Цескаридзе, который рассказывает о том, как готовили в балетном училище (том, что за углом, сейчас оно им. А. Я. Вагановой) танцовщиц и танцовщиков. А на зеркальной стене в торце - фотографии и кадры учеников.
Возле станка - отметки для основных пяти позиций балетной постановки ног. У дочери получилось встать во все пять позиций. У меня - с трудом.
Наверху тоже не просто фотографии, а экраны со слайдами.
Слепок с ноги Анны Павловой.
Коллекция балетных туфель, по одной от каждой знаменитой русской балерины. Если присмотреться - видно, что они подписаны.
Следующий зал посвящен театру в конце 19 - начале 20 вв.
Вот программка "Вишневого сада" А. П. Чехова, с которым приезжал на гастроли Московский Художественный театр.
А этот уголок посвящен В. Ф. Комиссаржевской. Вот афиша ее выступления. Ниже портрет Веры Федоровны.
Театральные афиши и плакаты, выполненные известными художниками.
На большом полотне В. А. Серовым изображена Анна Павлова. Художник делал эту работу для Дягилевских балетных сезонов в Париже.
И Сара Бернар, запечатленная на плакате Альфредом Муха. Все плакаты, естественно, подлинники.
Оригинальная сферическая конструкция с лестницей стоит в зале с экспонатами театра периода революции.
Революционные веяния коснулись и театра, это хорошо видно по афишам, плакатам, эскизам декораций.
В той части экспозиции, что рассказывает о советском послевоенном театре, основной упор сделан на деятельности Н. П. Акимова - театрального режиссера, сценографа, педагога, художника, публициста, народного артиста СССР.
Здесь, например, эскизы костюмов к спектаклю.
И вид из окна на площадь Островского и Александринский театр.
Сайт музея
Продолжение следует...