Город на Неве прежде всего задумывался Петром, как морской порт. Для чего и было сразу же заложено Адмиралтейство с верфями (которых там уже давно, конечно, нет) и приглашены голландские кораблестроители, поскольку своих еще не хватало. Когда были прорыты Крюков и Адмиралтейский каналы, соединяющие Неву с Мойкой в двух местах, образовалось что-то вроде искусственного острова. Это был такой филиал Адмиралтейства – с амбарами для хранения корабельного леса и пеньки и внутренним бассейном, в который входили суда, привозившие этот самый лес и пеньку. Оборудован остров был на голландский манер, и жили рядом сплошь голландские мастера со своими семьям. Оттого, видимо, и назван был Новой Голландией. С того времени Новая Голландия не один раз перестраивалась, деревянные склады заменялись каменными, был создан внутренний бассейн. Тот вид, в котором Новая Голландия дошла до нас сейчас, был спроектирован и воплощен несколькими людьми – Саввой Чевакинским, Жаном Валлен-Деламотом, Иоганном Герардом, Михайлой Ветошниковым. Они по очереди сменяли друг друга на посту главного архитектора, каждый пытался внести что-то свое, в итоге проект в целом, как он был задуман, так и не довели до конца – помешали войны с Турцией и Швецией (1788–1789 гг). Не были закончены работы по внутреннему бассейну комплекса, не была возведена вторая арка, которая должна была выходить на Крюков канал, и даже стены комплекса остались неоштукатуренными. Но это не помешало всему комплексу Новой Голландии стать одним из лучших образцов раннего классического стиля в истории русской архитектуры.
Арка Жана Валлен-Деламота стала знаменитым памятником архитектуры
Конечно, комплекс все равно достраивали и перестраивали. Так, в 1828 году на месте сгнивших шлюпочных сараев построили здание морской тюрьмы. Правда, довольно долгое время здание занимали то военно-арестантские роты, то склады, то гимнастическая команда, то швейная мастерская. Но все же в 60-ые годы позапрошлого столетия его стали использовать и как тюрьму. Пристроили особнячок для тюремного коменданта, и стали заполнять камеры. По утверждению современников военно-исправительная тюрьма морского ведомства была «первой в России тюрьмой, построенной на началах правильной пенитенциарной системы, принятой в лучших тюрьмах европейских государств». Сидельцы только спали в камерах, в остальное время работали, осваивали новые профессии, получая за работу деньги. Тюрьма представляет из себя круглое здание с внутренним двором, из-за чего прозвано было «бутылкой». Отсюда и выражение – «не лезь в бутылку», то есть не зарывайся, чтобы не сесть в тюрьму.
Знаменита стала Новая Голландия в конце 19-ого века и своим опытовым бассейном, идея создания которого принадлежала Д.И. Менделееву. Опытовый бассейн стал первым в России и шестым в мире исследовательским центром по испытанию корабельных моделей, в нем тестировались модели линкоров, линейных кораблей и первых русских подводных лодок. Кроме чаши бассейна он включал в себя двухэтажное здание со служебными и лабораторными помещениями. В начале 20-ого века здесь появилась и радиостанция, сыгравшая свою историческую роль – отсюда тов. Ленин объявил флоту, что революция свершилась.
Советская власть продолжала использовать остров по назначению (кроме, разве что, тюрьмы). На базе опытового бассейна создали Научно-исследовательский институт военного кораблестроения. Но в годы блокады комплекс сильно пострадал от бомбежек. И хотя в 70-ые годы Новую Голландию признали памятником культуры под охраной государства, и уже тогда витала в воздухе идея сделать здесь культурно-исторический объект, но нищета и неразбериха 90-ых похоронили эту идею, и чуть не похоронили саму Новую Голландию. Так были утрачены некоторые здания и опытовый бассейн.
Вот так выглядел остров, когда мы посетили его в 2011 году в ходе проекта "Лето в Новой Голландии" , о нём чуть ниже.
В 2010 году был объявлен конкурс «Новые идеи Новой Голландии» на создание многофункционального культурно-социального центра. Конкурс был проведен, проект начал разрабатываться. А пока он разрабатывался, на острове в течение трех летних сезонов 2011-2013 гг проводили эксперимент по внедрению тех или иных вариантов отдыха горожан. Успех этого предварительного проекта «Лето в Новой Голландии» показал, что такой формат проведения досуга горожанам нужен и интересен. На 4 года остров закрыли на реконструкцию, чтобы заново открыть его летом 2016 года. Застройщики отказались от постройки новых зданий, постепенно реконструируя исторические корпуса.
Основой парка является зеленый газон, где стоят стулья и кресла, можно загорать, отдыхать и читать. Есть сцена, есть детская площадка, есть павильоны для выставок и лекций, ну и конечно, кафе и рестораны. В бывшей тюрьме – «Бутылке» - магазинчики, арт-пространства, кофейни, балетный класс, салоны красоты. А чтобы вам было понятнее, что здесь происходит, вот некоторые из мероприятий августа (далеко не все, всего я насчитала около 60 мероприятий самой разной направленности).
- Открытые тренировки по петанку с Санкт-Петербургским петанк-клубом
- Йога в парке со студией Дианы Вишневой
- Групповое рисование «Скетч-квест»
- Концерт Digable Planets
- Five O’clock Listening Skills Training: Изучение английского языка с помощью текстов популярных песен
- Открытая встреча шахматного клуба «Бобби Фишер»
- Показ фильмов Антона Гинзбурга и встреча с режиссером
- Творческий лагерь «Угол зрения» в школе «Маяк»
- Джазовые среды с JFC Jazz Club: Юлия Михайловская и её квартет
- Фестиваль британского документального кино: фильм «Oasis: Supersonic»
- Третья смена лагеря «Перепетум» в школе «Маяк»
- Литературный клуб. Сергей Соколовский представляет новые книги независимого издательства «Коровакниги»
- Лекторий по социальным наукам. Маргарита Кулева: «Креативных пространств не существует. „Культура“ и „креативность“ в России и Британии после 2000 года»
- Архитектурный лекторий. Марко Касагранде: «Город третьего поколения»
- Кинолекторий. Алексей Гусев представляет фильм «Незнакомец стучится», 1959. 18+
Арка Деламота изнутри
"Бутылка" снаружи и внутри
Детский аттракцион в виде корабля
Детская площадка для совсем маленьких
Общий вид на территорию парка. Цветное пёстрое - инсталляция "Жар-Птица", площадью 10 000 кв. м. Это новый проект нашумевшей по всему миру группы американских художников Poetic Kinetics и первый объект public art такого масштаба в Санкт-Петербурге. «Хвост» соткан из сверхпрочной мононити, пронизанной сотнями тысяч разноцветных чешуек из парашютной ткани. Инсталляция крепится на тросах, закрепленных на семи столбах опоры высотой 19 метров. Работа над проектом продолжалась более 6 месяцев, в течении которых инженеры с хирургической точностью рассчитывали ветровые и силовые нагрузки, учитывая все особенности местоположения Новой Голландии и возможных погодных условий (информация с сайта Новой Голландии)
Схема немного устаревшая, я её поправила. Временный забор - красные полосочки - уже не закрывает здание Кузни (одноэтажное скругленное) и Бутылку. А проходит от дальнего угла Кузни до угла реставрируемого здания Остальное пространство на данный момент уже открыто.