НА ФОРУМАХ
102
1
202
1
124
1

Президент подписал закон о коллекторах

На официальном интернет-портале правовой информации опубликован подписанный президентом закон о коллекторах, который определяет порядок взаимодействия должников с кредиторами и коллекторами. Судьба задолжников полегчает не на много – перед отпуском Дума приняла закон о внесудебном взыскании долгов.

Отныне коллекторам запрещено применять физическую силу и угрожать ее применением, оказывать психологическое давление, причинять вред здоровью и имуществу должников. В подписанном документе не уточняется, какими документами прежде все это было разрешено делать. Но допзапрет явно не лишний.

Теперь коллектор может звонить должнику не чаще двух раз в неделю. Личные встречи могут быть не чаще одного раза в неделю. Общаться с должниками запрещено по ночам с 10 вечера до 8 утра в будни и с 8 вечера до 9 утра — в выходные. Коллектору запрещено скрывать от должника свой номер телефона и электронной почты.

Самое главное - должник может отказаться от общения с кредитором и коллектором. Для этого нужно отправить заявление об отказе через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Иными словами, должники могут предпочесть вести переговоры через суд, и это не веселая новость для кредиторов.

Финансовые структуры лоббировали торможение законопроекта, но Кремль не поддался на пропаганду того, что запрет коллекторам избивать должников может обрушить экономику страны. Однако кредиторам удалось быстро провести через Думу законопроект, который изрядно смягчает последствия от урезонивания вышибал. Это закон о внесудебном взыскании долгов.

По этому документу, если заемщик не платит больше двух месяцев и уже не раз нарушал график, банки смогут обращаться напрямую к приставам.  До сих пор так можно было взыскать лишь задолженность по залоговому билету, который выдают в ломбардах. Но после вступления закона в силу, судебные решения заменит исполнительная надпись, выполненная нотариусом. Формально банки смогут обратиться за ней сразу после наступления просрочки по кредиту.

Для должников по ипотеке ничего не должно измениться. Взыскать жилое помещение во внесудебном порядке нельзя. Микрофинансовые организации новым правилом тоже воспользоваться не смогут.
Таким образом, финансисты сосредоточились на том, чтобы как можно сильнее сократить возможности для рассмотрения вопросов в судах. Частично им это удалось.

Должники получают защиту от отмороженных коллекторов. По крайней мере, не будут звонить по ночам и требовать к утру привезти деньги (хотя могут просто тяжело дышать в трубку). Но вместо коллекторов с утра могут явиться приставы и быстро опечатать имущество, заблокировать счета. У должника остается право обратиться в суд и долго пытаться бороться теперь уже с приставами.
Проблема роста задолженности россиян по долгам от новых законовне исчезнет.  С учетом того, что доходы людей падают или не растут, эта задолженность имеет высокие шансы на долгую жизнь. По подсчетам речь идет как минимум о триллионе рублей. И это тот триллион, который изъят из экономики.

Должники перестают быть покупателями товаров и услуг. Сокращение потребителей в стране Росстат отмечает регулярно в последние годы. Производители товаров и услуг не могут наращивать производство, но вынуждены думать о сокращении затрат, включая сокращение штатов. В таких условиях кажется разумным изыскивать способы реструктуризации долгов честных плательщиков, имеющих стабильный доход и стремящихся погасить долги. Другой разговор – с участием коллекторов или решительных приставов – уместен с теми, кто пытается лукавить и не отдавать кредиты. Однако российские законы фактически не учитывают разницу между первой и второй категориями должников.

Фактически изъятые из экономики деньги добросовестных должников можно превратить в инвестиции, если найти способ и банки не обидеть, и должникам дать вздохнуть и сходить в магазин за отложенными покупками. Мировой опыт доказывает, что это не непременно ведет к инфляции, но может помочь стимулировать производства. Речь, в общем, идет о том, кому помогать – производителям или потребителям. В первом случае высоки риски того, что будет законсервировано неэффективное производство. Во втором же в дело вступает конкуренция.

Однако пока значительная часть активных работников с неплохими зарплатами просто выдавлена из потребительского рынка. Это не самые богатые граждане - те кредиты под десятки процентов не берут. Это и не неплатежеспособные любители гаджетов. Это средний класс, упрямо стремящийся обустроить свои дома и выучить детей в приличных заведениях.

Этим людям будет не лишней защита от маргинальных коллекторов. Но это не сделает из них потребителей.

ca4f0be1f77b6c9d66a47bff04a49fcd.jpg





Здоровый свет