НА ФОРУМАХ
146
1
90
1
271
2

"Проблема не в системе образования, а в экономике": нужны ли России интеллектуалы?

Недавнее масштабное совместное исследование четырёх корпораций - Boston Consulting Group, Сбербанка, Worldskills и Global Education Futures - было посвящено изучению того, насколько Россия готова развивать экономику знания. Опрос топ-менеджеров крупнейших компаний, обеспечивающих занятостью более 4 млн российских специалистов, позволил сделать следующие выводы:

  • По сравнению с 1995-м годом структура рынка труда в России практически не изменилась: большинство рабочих мест принадлежит государственным учреждениям и компаниям. Здесь чаще всего от сотрудника требуется выполнение рутинной или строго регламентированной работы. Именно к выполнению однотипных обязанностей и готовит современная система образования (начиная от типовых заданий в школе и заканчивая обязательной посещаемостью лекций в вузе). В то время как бизнесу требуются творческие личности, их доля на российском рынке труда не превышает 17% (в Великобритании - 45%).
292a5f66ffca192fbd9b5fbacc0b40ee.png
  • Высшее образование обесценивается: процент людей с дипломом постоянно увеличивается (с 26% в 2000 г. до 37% сейчас, а к 2030 г. может дойти до 45%), однако спрос на их знания невелик. В результате выпускник устраивается на должность, не соответствующую его университетской специальности. Кроме того, многие руководители отмечают, что для освоения некоторых профессий необязательно учиться 4-6 лет. Однако система образования не желает подстраиваться под реальные потребности бизнеса.
  • По данным ООН 2016 года, Россия входит в число стран с очень высоким уровнем человеческого развития, но талантливым специалистам трудно найти достойную их уровня работу. Российские предприятия устаревают, в условиях нынешнего кризиса у них нет возможности внедрять инновации, поэтому амбициозной молодёжи некуда приложить силы. Возникает ситуация, при которой свой самый качественный человеческий капитал Россия экспортирует, а тот, что остается, оказывается не востребован.
  • Следствием обесценивания диплома и качественного образования в целом является уменьшение престижности интеллектуальных профессий. Так, с точки зрения заработка нет никакого смысла 8 лет учиться на врача, если его зарплата немногим выше зарплаты водителя. Продавец в супермаркете получает больше, чем учитель. Слесарь-ремонтник - больше, чем инженер на госпредприятии. И так далее.
4dc510b9ea61188863fa4fa84ecfba10.png

Опрошенные работодатели отметили, что в противоположность текущей низкой безработице в будущем Россию может ожидать существенное сокращение рабочих мест. Невостребованным может оказаться любой современный профессионал, прогнозирует представитель Boston Consulting Group.
Окончательный доклад по результатам исследования будет опубликован осенью.

Здоровый свет