НА ФОРУМАХ
20
211
1
102
1

Пионер Южной Африки

1102df2ea4e1682b25823215537b8c81.jpg

205 лет со дня рождения шотландца Давида Ливингстона. Наверное, это самый известный исследователь Африки. Отправившись на этот  континент обращать в христианство туземцев, он приобрел славу путешественника. Он исследовал озеро Ньясса, реку Замбези, открыл  водопад, которому присвоил имя тогдашней британской Королевы. Жест вполне объяснимый, сделанный явно в расчете на благосклонность царствующей особы и получение от этого дивидендов. Сейчас возле этого водопада Ливингстону установлен  памятник, где помещен  жизненный лозунг исследователя: «Христианство, торговля и цивилизация».

f02d63c9b09203802bb92ed9d001d51f.jpg

Вот  в этом суть британцев, без торговли – они никуда, вернее без  того, чтобы всех обмануть для собственной наживы. Британское правительство всячески поощряло открытие миссионерских станций и было недовольно, если эти предприятия терпят неудачу, так что Ливингстон, умевший ладить с туземцами, был для британцев очень выгоден. Авторы тестов об этом исследователе склонны романтизировать и идеализировать его образ, дескать, он «навсегда останется в истории примером самоотверженного подвига во имя науки  и служения человечеству». Может, он действительно был таким, но он лишь прокладывал путь, а следом за ним двигались предприниматели. Вроде Сесиля Родса, который мог продать и заложить кого угодно, лишь бы это принесло прибыль и уж точно британцы, как впрочем, и большинство белых и все арабы, несли туземцам вовсе не цивилизацию, а рабский труд.
Да и сам Ливингстон частенько лез в чужой монастырь со своим уставом, совершенно не думая о том, к чему все это приведет. Вот обратил он в христианство вождя одного из племен и уговорил его оставить себе только одну жену, а всех остальных – отпустить, так у этих бывших жен возникли большие проблемы, потому что никому они были не нужны, и приткнуться им было некуда.

1dc12d6fae07731bfc4274e5114a613f.jpg

Одна из его экспедиций была посвящена поискам истоков Нила. Высадившись в Африке, после небольшой поездки в Бомбей, где Ливингстон набрал для своей экспедиции носильщиков. Путь его пролегал через селение Уджиджи, служившей центром торговли слоновой костью и черным деревом, то есть рабами. Ливингстон написал Занзибарскому султану, который контролировал этот рынок, что пора бы работорговлю отменить, но смешно думать, что подобные письма могут как-то повлиять на прибыльный бизнес.  Зато Ливингстона можно причислить к непримиримым борцам против работорговли и это явно идет на пользу его имиджу.  Стоит упомянуть, что буры, которые не пришлись ему по вкусу и о которых он не очень лестно отзывался, из-за того, что они относились к кафрам (неграм), как к рабам, спустя несколько  лет начали войну против Британии. Ливингстон, скорее, выступал здесь, как рупор британской машины пропаганды, выставляя будущего противника в невыгодном свете. К такой демонизации врага британцы прибегают постоянно. Взять хоть недавние события со Скрипалем.  
Но вернемся в Африку. Углубившись в неизведанные края, Ливингстон исчез. Несколько лет о нем ничего не было слышно. На его поиски двинулся американский корреспондент Генри Морган Стенли. Фраза, которой он поприветствовал пропавшего путешественника, стала легендарной: «Доктор Ливингстон, я полагаю?». Хо, а кого он еще мог встретить посреди африканских дебрей, где только арабские охотники за рабами, да еще туземцы? Все-таки в Стенли с точки зрения пиара был сильнее Ливингстона и писал лучше, так что со временем его слава исследователя Африке стала вполне сравнимой со славой Ливингстона.

9fee0dcaa4725f9470ca82560502eef6.jpg

Ливингстон провел в Африке большую часть своей жизни и умер от малярии 1 мая 1873 года на берегах озера Бангвеулу, которое находится в нынешней Замбии. Тело его сперва доставили на Занзибар (там есть музей Ливингстону, а в местном храме висит крест, сделанный из ветвей дерева, под которым, по легенде, скончался исследователь) , затем отвезли на пароходе в Англию.
В заслугу ему ставят, что маршрутами своих путешествий он покрыл треть континента от Кейптауна до экватора, от Индийского океана до Атлантического. Он считал, что африканцы смогут интегрироваться в мировое сообщество. Он, конечно, был великим исследователем, пионером Южной Африки, вот только примером он для тех, кто шел следом за ним, не стал. Британцам и прочим европейцам нужны были от Африки ресурсы и рынки сбыта, а местные жители были для них дешевой рабочей силой.

Льюис Кэрролл в Стране чудес
Туристический бренд России: поможет ли он привлечь туристов в страну?
Ноги сами несут

Здоровый свет