НА ФОРУМАХ
33
212
1
103
1

ГИС ЖКХ: почему информационная система жилищно-коммунального хозяйства до сих по не работает?

382c0489c486884795660606910554f7.jpg
Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) – один из крупнейших проектов в коммунальной отрасли. По задумке разработчиков и авторов проекта, ГИС ЖКХ должна была стать настоящей «коммунальной Википедией»: чтобы вместо десятков сайтов разных поставщиков, УК и служб граждане могли зайти на один сайт и узнать там всю актуальную информацию по коммунальному хозяйству, начиная от свежих законов и заканчивая счетами за услуги. Реализация проекта была начата в 2014 году, однако полноценно система не работает до сих пор. Почему? Предлагаем сегодня обсудить судьбу одного из самых громких коммунальных проектов в России.

В полноценную эксплуатацию на всей территории России ГИС ЖКХ собирались запустить с 1 июля 2016 года. Но с воплощением планов возникли сложности, и запуск по разным причинам откладывали. Сами представители  коммунальных компаний еще на этапе разработки и внедрения этой системы высказывали свое недовольство: система периодически сбоит, данные загружаются медленно. Были вопросы к отражению платежей в личном кабинете гражданина – информация о платеже уходила в ГИС сразу же, а деньги приходят обслуживающей компании позже, отсюда несуществующие долги и «невидимые» штрафы за технические просрочки платежей, писали коммунальщики на многочисленных форумах.

С 1 июля размещение информации в ГИС ЖКХ стало обязательным для всех поставщиков коммунальных услуг во всех регионах кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. В этих трех городах запуск системы состоит чуть позже. Как сообщало в июле Минкомсвязи, к июлю в системе было зарегистрировано более 90% ресурсоснабжающих организаций, почти 80 тысяч поставщиков информации, в том числе ТСЖ И ЖСК, УК, муниципалитеты и органы власти. Впрочем, как отмечают сами пользователи из числа специалистов-коммунальщиков, проблемы с внесением информации периодически возникают до сих пор.

В июне на «сырость» ГИС указывали эксперты Общероссийского народного фронта. «У нас есть целый ряд вопросов и опасений, самый главный из которых вероятный рост тарифов и, соответственно, задолженности за ЖКУ для граждан. Так, внесение в систему информации о начислениях требует от управляющих компаний больших материальных издержек. Работа с ГИС ЖКХ требует не только наличие специально обученного персонала, но и материальных затрат: оплата электронной подписи (от 4 до 10 тысяч рублей в год) и программное обеспечение конкретного производителя. Для этого и ТСЖ, и УК вынуждены обращаться к посредникам для работы с ГИС», — рассказывала СМИ эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Светлана Калинина.

Недоработки ГИС ЖКХ заставили бизнес обратиться к власти - в начале сентября комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по ЖКХ попросила вице-премьера Дмитрия Козака вернуться к вопросу ГИС ЖКХ, поскольку она не готова к работе по всей стране. РСПП предложили провести независимый аудит системы, и уже потом обсуждать ответственность за то, что компании не размещают там данные. Напомним, что 1 января 2018 года коммунальные компании смогут получить штраф за неиспользование системы.

В Минкомсвязи к позиции РСПП отнеслись со скептицизмом, однако факт остается фактом: ГИС ЖКХ, которую начали разрабатывать в 2014 году на которую уже потрачено более 2,4 млрд рублей, не работает в полную силу. Многие эксперты открыто называют такую ситуацию провалом. При этом реализация ГИС ЖКХ остается очень значимым проектом в коммунальном хозяйстве страны. Союз женских сил будет следить за развитием событий вокруг системы и сообщать об этом читателям.

Здоровый свет